История

21.11.2019

История села Попки. Прошлое нашего края до Октяборьской революции

Печать

Еще в недалеком прошлом огромная территория Волгоградской области являлась мало обжитым краем Юго-Восточной России. Природные почвы, теплый климат, обилие разнообразных луговых и степных трав, дикие фруктовые деревья, разнообразие птиц, кроме того водились небольшие рыжие олени, лоси, волки, кабаны, дикие овцы и даже медведи — все это привлекало сюда, прежде всего-кочевников, выходцев из Азии. Территория Котовского района начала заселяться в первой четверти XVIIвека. Одновременно заселение шло самовольно, главным образом белыми людьми-крепостными, а также раскольниками-староверами, скрывающимися от преследования правительства. Сбегалось сюда вольнолюбивое казачество, а также и все те, кто искал приволья и простора. Привлекали сюда переселенцев прежде всего необъятные степные пространства, еще не тронутые целинные земли. Новоселы селились обычно по речкам и балкам скученно, большими поселениями. Территория Котовского района расположена в бассейне реки Дона, в основном протекают здесь его правые притоки.

В хуторе Попков Станицы Австравской реки Медведицы земли Войска Донского престальным праздником считался «Вознесение Господне», который праздновался на 40 день после Пасхи. Праздновался этот праздник с 1920 г. по 1960 г. Место проведения праздника было не традиционным, некоторые праздновали в домашнем кругу, кто-то собирался возле церкви, молодежь собиралась на игрища. Накануне этого праздника шел молебен (в ночь). В день праздника пекли обрядовое печенье «лесенки». Укладывали два катыша  из теста и клали поперек супротив друг друга порожки, порожки выкатывали тоже из теста. Каждому из семьи выпекали свою лесенку, чтобы всяк рос в своем здоровье. Порожков было 12, по числу месяцев. Обгоре порожек в чей-то лесенке, матушка непременно посчитает, который месяц грозит бедой. И уже смекала, как уберечь от беды. По утру нужно было встать с правой ноги. Неспроста в нашем обиходе сохранилась поговорка «Ты верно нынче не стой ноги встал». Каждый нес в церковь свое печенье. Одевались в этот день празднично, доставали с сундуков самое лучшее. Ели, пили у кого, что было. Утро этого праздника начиналось с завтрака и обязательно с рюмочкой.

Служба проходила в своем селе. Было в хуторе две церкви, одна Старообрядческая, Служба проходила до 1932 года и Православная. Старообрядческая церковь находилась на «Вшивой горке», а Православная церковь, до сих пор жива, но в ее здании находится автогараж, рядом с ней находился колокол до 1984 года. В этот день с утра до вечера играли песни, танцевали, играли в игры (карты, лото). С каждым годом традиции менялись, что-то было новое. В этот день могло проходить и сватоство и свадьба. От проведенного праздника сохранялась икона, просвирки, талисманы. В 1-й день Пасхи нельзя было совершать обряд похорон. В данном престольном празднике пели венчальные песни, танцы, молитвы. Престольный праздник «Вознесение Господне» говорит сам за себя. Люди выпекали в этот день лесенки могли определить в какой месяц их постигнет беда и они были готовы ее предотвратить. В нашем хуторе некоторое время праздновались «Покрова». Так как праздник назывался в честь церкви «Покрова Пресвятой Богородицы». Молебен совершался перед иконой «Матерь божья, кормилица». В наших церквях служили два архиепископа — Картушин Иустин и Картушин Милетий. Картушин Иустин родился в 1837 году, а в 1890 году он принял иночество с именем Иоан, в Пятипкском монастыре станицы Пятизбянской, август 1898 году  рукоположен  в епископа Донского, в октябре возвели в звание  архиепископа Московского и Всея Руси. Похоронили на Роговском кладбище в г. Москве в 1915 году. Освятил более 100 храмов, был одаренным проповедником. Рукоположил 92 священника и присвоил звание архиепископа 15 священникам. При нем были открыты епархии, Ярославская, Томская, Петроградская, Киевская, Иркутская. С его благословения был основан близ хутора Калач мужской монастырь.

На родине хутора Попки владыка Иоанн построил обширный храм, который украсил многим иконами. С 1915 года по Старообрядческой религии вел службы Картушин Милетий, в миру Михаил, а затем его забрали в Москву, и церкви стали использовать не по назначению. В настоящее время церкви в хуторе нет. В нашем хуторе стало традиционным праздновать праздник «Красная горка» и возрождение казачьей культуры.