Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Нужно ли регистрировать закладную?

25.09.2021

     Управление Росреестра по Волгоградской
области сообщает, что в соответствии с п. 2 ст. 142 ГК РФ, ст. 13 Федерального
закона от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» закладная
представляет собой ценную бумагу, которая удостоверяет права ее владельца как
залогодержателя, то есть банка, по обеспеченному ипотекой обязательству и
по договору об ипотеке.

    С 1 июля 2018 года так же введено в оборот
понятие «электронная закладная». Форма выдачи закладной – электронная или
бумажная – определяется договором об ипотеке или договором, обязательство по
которому обеспечено ипотекой в силу закона. При оформлении электронной
закладной и у залогодателя, и у залогодержателя сохраняются те же права и
обязанности, как при оформлении в бумажном виде. Введение в оборот электронных
закладных не меняет их содержания. Электронная закладная-это прежде всего
удобно.

     Раньше закладная оформлялась только в
бумажном виде, ее изготавливал банк, выдавший ипотечный кредит, далее передавал
клиенту, и весь комплект документов подавался в Росреестр на регистрацию
ипотеки и собственности. Возможность оформления электронной закладной позволяет
ускорить регистрацию залога при жилищном кредитовании без дополнительных
действий со стороны клиента. Банк сам направит документ в Росреестр. Сторонам
ипотечной сделки больше не нужно обращаться лично в МФЦ, чтобы сначала сдать
документы на государственную регистрацию, а затем получить их. Таким образом,
введение электронных закладных способствуют сокращению времени на подготовку и
заполнение документа.

     Для того, чтобы оформить электронную закладную
необходимо заполнить простую форму. Сделать это возможно на едином портале
государственных и муниципальных услуг либо на официальном сайте органа
регистрации прав (https://rosreestr.ru/). Электронная
закладная подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью
залогодателя и залогодержателя.

Электронная
закладная подлежит обязательной передаче на хранение депозитарию. Это
юридическое лицо, которое имеет соответствующую лицензию. Информационное
взаимодействие органа регистрации прав и депозитария, осуществляется с
использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

     Сама закладная не подлежит государственной
регистрации, она представляется в Росреестр для внесения сведений о ней и
залогодержателе, а также иных обязательных данных в ЕГРН. Закладная
составляется залогодателем, а также должником, если залогодателем выступает
третье лицо. Она может быть представлена в Росреестр до или после
государственной регистрации ипотеки. Управление выдает закладную
залогодержателю на основании его заявления, (прием и выдача осуществляются в
МФЦ или в случае с электронной закладной — через портал).

      При государственной регистрации ипотеки в
ЕГРН вносятся сведения о залогодержателе, о том, что его права удостоверяются
закладной, а также иные данные в соответствии с ч. 6 ст. 53 Федерального
закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

     Закон не предусматривает какого-либо
особого порядка государственной регистрации залогодержателя, сведения о нем
вносятся в ЕГРН на основании договора об ипотеке, представленного на
государственную регистрацию, и заявления залогодержателя и залогодателя,
нотариуса, удостоверившего договор ипотеки, или заявления залогодателя и
управляющего залогом.

     Любой законный владелец закладной, кроме
обездвиженной документарной закладной и электронной закладной, вправе
обратиться в Росреестр для его регистрации в ЕГРН в качестве залогодержателя.
Регистрационную запись внесут в реестр в течение одного дня с момента обращения
залогодержателя. Одновременно с заявлением о регистрации залогодержатель
представляет закладную с отметкой на ней о передаче прав, совершенной ее
законным владельцем или залогодержателем, на имя которого была сделана
специальная залоговая передаточная надпись и который продал закладную по истечении
определенного в ней срока.

     Если переход прав на закладную произошел в
результате реорганизации юридического лица, то в регистрирующий орган
необходимо представить соответствующие документы: решение о реорганизации
организации, передаточный акт (в случае, если он составляется) и лист записи.

         
При передаче прав на закладную в порядке наследования залогодержатель должен
представить свидетельство о праве на наследство по закону, завещанию,
наследственному договору.

          В случае, когда за залогодержателем
право собственности на закладную было признано в судебном порядке, необходимо
представить соответствующее судебное решение.